Ко дню области «Вслух.ру» рассказывает о трех семьях, которые в разное время переехали в наш регион.
_14 августа Тюменская область отмечает 75-летие. За это время край энтузиастов и романтиков превратился в один из самых стабильных и развитых регионов страны. Мы уже привыкли к тому, что его столица — лучший город Земли, а туристы знают, что здесь не очень-то холодно. Предлагаем взглянуть на Тюменскую область со стороны. Глазами людей, которые оказались в Сибири по своей воле два месяца, полтора года и 40 лет назад._
Новокузнецк — Тюмень: в поисках чистого воздуха
В июне 2019 года Алексей и Светлана Зеленские с двумя сыновьями и собакой по кличке Ник в поисках чистого воздуха приехали жить в Тюмень. Родной для Светланы и нежно любимый ею Новокузнецк уже давно находится в списке самых загрязненных городов страны.
«Утром перед тем, как выехать на работу, обязательно протираешь лобовое стекло, иначе ничего не видно. После работы то же самое — за день оседает целый слой пыли», — делится Алексей. Беспокойство за здоровье семьи взяло верх, и супруги окончательно решили переехать. Рассматривали Уфу, Екатеринбург, Оренбург, Астрахань и Крым, пока родственники не рассказали им о Тюмени. Что ж, почитали статьи, посмотрели рейтинги и осенью прошлого года приехали на разведку.
«Сам город нам очень понравился. Он был какой-то цветущий, большой. Люди здесь добрее. Можно у любого спросить, все расскажут и покажут. Тогда мы прогулялись по городу, сходили на Мост влюбленных и, конечно же, побывали в аквапарке — дети были в восторге. А еще я слышала пословицу „Тюмень — столица деревень“ и сильно удивилась очень развитой инфраструктуре. У вас очень много строек, город развивается, и достаточно мест для отдыха», — улыбается Светлана.
Воодушевленные, они купили участок в коттеджном поселке Есенино (Успенка), где уже строится дом. К концу лета Зеленские получат ключи и начнут новую жизнь. Особенно много впечатлений у младшего Матвея, будущего великого футболиста или боксера: «Мы здесь в футбол играем. Я в Новокузнецке ходил в садик, там вообще хорошо. Я теперь пойду в первый класс. Интересно, что там будет! Для меня вообще кайф — это в аквапарке горки. А еще запишусь на бокс и на футбол».
Его старший брат Влад тоже готовится к новому этапу в жизни: 5-й класс — это не шутки. Больше всего в школе ему нравится физкультура, рисование и математика. В свободное время он играет в футбол на позициях полузащитника и «полунападающего», а для воспитания характера собирается на секцию тхэквондо.
«В Успенке есть спортивная школа. Нас удивило то, что там все бесплатно. И даже для взрослых есть тренажерный зал. В Новокузнецке это все, в общем-то, совсем недешево», — замечает Светлана.
И, конечно, новые условия после переезда в собственный дом появятся у 14-летнего Ника, полупинчера-полутаксы, а вообще «очень сильно похожего на овчарку», по мнению Матвея. Большой дом и просторный сад вместо квартиры.
«Дом построить захотел муж. Как для городского человека, для меня это был стресс. Но сейчас я довольна. Мне все очень нравится. Мы не жалеем, что переехали в Тюмень. Надо было сделать это раньше. Хочется сказать, чтобы люди не боялись что-то менять в своей жизни, потому что этот этап дает определенный толчок, сближает всю семью. Не бойтесь решиться. Я думаю, это все только к лучшему», — уверена Светлана.
Санкт-Петербург — Тюмень: город мечты VS лучший город Земли
В лучший город Земли Анастасию Михалеву привела, а точнее перевезла, любовь. Два с половиной года назад она жила в городе, о котором мечтала, и не подозревала, что из Питера уедет в Сибирь.
«Я вообще родом из Смоленска. После школы уехала учиться в Великий Новгород. Закончила там магистратуру и, так как уже жила очень близко к Питеру, планировала туда переехать. Это был город мечты. В начале 2017 года я это сделала и сразу же устроилась в издательский дом. Мне безумно нравилась моя работа. Была в полной уверенности, что никогда из Питера не уеду», — вспоминает Анастасия.
Но вскоре в Instagram познакомилась с гитаристом групп Gilead и AeternA Павлом Михалевым, а спустя полгода молодой человек сделал ей предложение. Тогда и возник вопрос о переезде.
Для девушки это было непростое решение. В Смоленске остались родители, в Новгороде — собственная студия исторического танца «Гельвеция», в Питере — любимая работа. Павел предложил переехать самому, но, подумав, Настя отказалась.
«Все-таки в Питере кроме работы у меня ничего не было. А в Тюмени у Паши две успешные группы, друзья, родные — в общем, вся жизнь», — объясняет она.
До того, как переехать, в Тюмени она побывала три раза. «Когда я сюда впервые приехала, заметила, что город очень чистый по сравнению с Новгородом и Смоленском. Удивило, что это город для молодежи. Такой движухи, как здесь, я не видела никогда ни в Новгороде, ни в Смоленске — Питер, конечно, не в счет. Здесь большое количество музыкальных школ, театральных студий, кружков. Одних только ходулистов несколько коллективов», — вспоминает свои впечатления Анастасия Михалева. И морозы здесь ей не показались слишком жесткими: оказалось, что климат схож со смоленским.
«На самом деле, мы обсуждали с Пашей, что, возможно, переедем в Питер. Но, пожив полтора года в Тюмени, я не хочу отсюда уезжать. Здесь для меня оказалось не хуже, чем в северной столице. Питер всегда был мечтой, но в Тюмени мне очень комфортно, уютно. Я себя чувствую как дома. При этом мне нравится, что здесь столько движухи. Конечно, чувствуется, что город молодой. Пожив в Смоленске, в Новгороде, которым по 1100 с лишним лет, ощущается разница. Здесь нет крепостной стены, кремля, но здесь своя история, и она интересна», — считает Анастасия.
Сейчас и родители девушки не против переехать в Тюмень. Они были здесь на свадьбе дочери, и город им очень понравился.
И еще Настю покорил родной город Павла — Ялуторовск. Как она призналась, на выпекании гигантского блина она еще не была, но общим духом уже прониклась: «Ялуторовск мне тоже очень нравится. В центральной полосе России, если город такой маленький, он, как правило, серый, разбитый и там абсолютно ничего не происходит. Когда приехала в Ялуторовск, удивилась: как будто большой хороший город взяли и просто ужали. Там столько туризма, мероприятий».
В планах у нее открыть в Тюмени филиал студии «Гельвеция», запросы на обучение уже есть. Анастасия дает мастер-классы по историческому танцу на различных фестивалях. В этом году побывала на «Абалакском поле» и этнофестивале «Небо и Земля», где получила много приятных отзывов.
Алтай — Тюменская область: в погоне за романтикой
Приключения Ивана Борисова завораживали всегда. Поэтому, когда его, алтайского парня, призвали в армию, он решил, что момент настал. Отслужив три года на флоте, вместе с армейским другом Николаем отправился на север зарабатывать деньги.
_Иван и Мария Борисовы, 80-е годы прошлого века._
В 21 год нет полумер, поэтому север выбрали самый крайний — прилетели в Певек в бескозырках и матросских курточках устраиваться на работу. А там полярная ночь и минус 50. Спустя три дня, отморозив носы и уши, они ретировались, отказавшись от таки предложенной им работы. Но задуманного Иван Демьянович так и не оставил.
Спустя шесть лет он, уже семьянин, снова отправился в северные края. На этот раз путь его лежал в Урай (ХМАО-Югра). Пробыл он в этом городе недолго. Узнав, что неподалеку открыли новое месторождение, вместе с другими пионерами-буровиками поехал осваивать нефтяную целину в затерянный в тайге поселок Нях (сейчас город Нягань), вернее, в промзону, которая находилась на самом его отшибе.
На Алтае у него осталась жена Мария и маленькие дочки Оксана и Лена. Узнав, что на новом месте главе семейства выделили половину вагончика и что намерения остаться там жить у него самые серьезные, семья купила билеты на поезд.
«Мы приехали в ноябре 1979 года. Это был страх: тайга кругом, снег по колено, девять вагончиков и больше ничего. Тогда я подумала: „Как тут вообще можно жить?“ Зима выдалась лютая, температура опускалась до минус 46 градусов», — вспоминает знакомство с Тюменской областью Мария Ивановна.
Муж устроился на дизельную станцию, от которой в те времена зависела вся электроэнергия, а также работал водителем погрузчика в первой в поселке буровой организации. Мария была табельщиком, затем кассиром в бухгалтерии, после — распредом в цеху и кладовщиком.
_Иван Борисов на фоне вагончика, который выделили семье для жилья._
Несмотря на полное отсутствие бытовых условий, жили Борисовы весело. Зимой ходили ловить щуку. Мужчины сверлили лунки на реке. Рыбе воздуха не хватало, и она к этим лункам — можно ловить голыми руками. «Как-то в гости приехал мой двоюродный брат, заядлый рыбак. Так они ходили с мужем и дочерьми. Наловили так много рыбы, что всю сразу было не съесть. Тогда ее сложили возле вагончика поленницей, сами ели и угощали соседей», — рассказывает Мария Борисова. Кроме того, муж Иван вместе с друзьями ходил на охоту на рябчиков, собирал грибы. Все в вагон-городке были одной семьей.
«Рядом с нами жили болгары, немцы, украинцы, казахи. У нас в первое время, пока вагон-городок не разросся, даже запоров не было. Никто не закрывался, хотя люди со всего белого света приезжали. Было весело, люди добрые были.
Дружили, относились друг к другу без зависти. Мы и сейчас, когда встречаемся, все пенсионеры уже, тепло разговариваем, вспоминаем те времена. Мы жили и вообще никого не боялись», — отмечает Иван Демьянович.
Всем вагон-городком раз в неделю ездили в поселок мыться в бане, по субботам женщин возили в Нях за покупками, курсировал школьный автобус. Больше никакого сообщения не было, в случае чего приходилось ходить пешком по бездорожью.
«Сначала мне было тоскливо: небо все затянутое, такое низкое. А потом привыкла. Появились друзья, свой дом, работа. Мне здесь стало нравиться. Я считаю, что жизнь здесь лучше, чем на Алтае и во многих других регионах. Тут и пенсия хорошая, и медицинское обслуживание качественное. Мы, как ветераны, пользуемся различными льготами. Многие уезжают в другие регионы, а потом жалеют. Мне нравится и регион, и Тюмень. Это хороший красивый город с отличными санаториями», — признается Мария Ивановна.
Сегодня в Тюменской области у Марии Борисовой живут обе сестры, три дочери и внук. Вместе с Иваном Демьяновичем она занимается садоводством и жизни не представляет без любимой дачи. Иван Борисов как был, так и остался мечтателем. Бывает, поднимет голову к небу и смотрит на северную звезду, которая привела его в эти края.
_Фото Екатерины Христозовой и из архива семьи Борисовых._